1.1 Классификация и направления развития конвейеров
Классификация. Конвейеры классифицируют по области применения, по способу передачи перемещаемому грузу движущей силы, по характеру приложения движущей силы, по роду перемещаемых грузов. По назначению и положению на производственной площадке.
В зависимости от области применения различают конвейеры общего назначения и специальные. Первые применяют во многих отраслях народного хозяйства (например, ленточные конвейеры общего назначения), а вторые - в какой-либо одной отрасли (например, подземные скребковые конвейеры в горной промышленности).
По способу передачи движущей силы транспортируемому грузу конвейеры бывают: механические; самотечные (гравитационные) устройства, в которых груз перемещается под действием собственной силы тяжести; пневматические, в которых движущей силой является поток воздуха.
По характеру приложения движущей силы - с тяговым элементом (лентой, цепью, канатом и др.) и без него (винтовые, инерционные, роликовые и др.).
По роду перемещаемых грузов. Различают конвейеры для транспортировки насыпных материалов (ленточные, пластинчатые, ковшовые, скребковые, винтовые конвейеры, ковшовые элеваторы, транспортирующие трубы), штучных (ленточные, пластинчатые, тележечные, люлечные, подвесные, роликовые, шаговые конвейеры, люлечные и полочные элеваторы) и людей (ленточные и пластинчатые конвейеры, эскалаторы).
По назначению и положению на производственной площадке конвейеры бывают стационарные. Переставные, (переставляемые по мере изменения мест выработки в шахте или карьере), переносные и передвижные.
Направления развития. Современное развитие производства основано на базе комплексной механизации и автоматизации транспортных и погрузо-разгрузочных операций с широким использование конвейеров, что позволяет значительно повысить производительность труда, снизить стоимость продукции. Решение этих задач предопределяет следующие направления развития конвейеров.
1. Расширение области применения конвейеров, в том числе и автоматизированных транспортно-технологических системах производства.
2. Создание конвейеров для бесперегрузочного транспортирования грузов от начального до конечного пунктов как по прямолинейной. Так и по сложной пространственной трассам большой протяженности. Т.е. замена нескольких отдельных конвейеров одним или единой транспортной системой без промежуточных перегрузок. Работы в этом направлении ведутся по пути создания и внедрения многоприводных конвейеров различных типов (подвесных. Пластинчатых, скребковых, ленточных), мощных ленточных конвейеров со сверхпрочными лентами. Криволинейных (изгибающихся) скребковых. Пластинчатых и ленточных конвейеров.
3. Повышение производительности конвейеров. Это направление реализуется путем выбора наиболее рациональной формы грузонесущего элемента конвейера для увеличения количества груза на единице его длины. А также путем увеличения скорости транспортирования.
4. Создание конвейеров с крутонаклонной и сложнокомбинированной горизонтально-вертикально-горизонтальной трассой для высокопроизводительного транспортирования насыпных и штучных грузов.
5. Повышение надежности конвейеров и упрощение их обслуживания в тяжелых условиях их эксплуатации. Создание конвейеров с составными элементами долговременной эксплуатации. Работы в этом направлении являются основными предпосылками для перехода к полной автоматизации управления конвейерами и их комплексами.
6. Автоматизация управления конвейерами и их комплексами с применением ЭВМ.
7. Снижение металлоемкости и уменьшение габаритных размеров конвейеров путем создания принципиально новых облегченных конструкций с применением пластмасс. Легких сплавов, тонкостенных гнутых профилей.
8. Создание новых типов конвейеров, основанных на перспективных методах транспортирования: на магнитной подвеске и воздушной подушке грузонесущего элемента. С приводом от линейных асинхронных электродвигателей.
9. Улучшение условий труда обслуживающего персонала и производственных рабочих. Исключение возможности потерь транспортируемого груза, полная герметизация и изоляция от окружающей среды пылевидных. Горячих, газирующих и химически агрессивных грузов при их транспортировании.
10. Унификация и нормализация оборудования с одновременным увеличением его типоразмеров на базе единых унифицированных сборочных единиц.